Умственная деятельность связана не только с работой органов чувств и тех исполнительных органов, которые выполняют задания мозга, это и работа скелетных мышц, поддерживающих тело в вертикальном положении, и мышц руки. Участвуют даже дыхательные и мимические мышцы! Обратите внимание на лицо вашего ребенка во время напряженной умственной деятельности... Ребенок морщит лоб, кусает губы, некоторые даже кончик языка высовывают, так стараются! В особо напряженной ситуации дети могут затаивать дыхание и замирать в напряженной позе.
Такая активная интеллектуальная работа нуждается в значительном энергетическом обеспечении. Необходимые энергетические ресурсы мозг получает из крови. Мозг потребляет очень много кислорода, раз в 15-20 больше, чем мышцы (в расчете на единицу веса). Во время умственной работы мозговое кровообращение активизируется. Это показывают различные диагностические приборы.
Умственная нагрузка изменяет работу сердца, сосудов и дыхания, вызывая «напряжение» системы, которое при выполнении самой нагрузки может даже не проявляться, то есть приборы могут не фиксировать резких изменений пульса, артериального давления и дыхания. Реакция возникнет уже после окончания работы и даже через довольно длительный интервал времени. В некоторых исследованиях, например, выяснилось, что для восстановления показателей кровообращения и дыхания после умственной работы требуется в два раза больше времени, чем продолжалась сама работа. Если ребенок не успевает восстанавливаться после физической или умственной работы, постепенно накапливается утомление и может произойти срыв адаптации.
По наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления, что является признаком утомления, а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие школьники жалуются на головную боль, усталость и другие недомогания в 1-й четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей, неспособность регулировать свое поведение. Будет не лишним вспомнить обо всем этом, прежде чем упрекать ребенка в лени и отлынивании от своих новых обязанностей.
Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания мешают детям быстро адаптироваться к школе, но и частые простуды, которым многие родители не придают особого значения. Например, обычный насморк из всех недомоганий кажется наиболее безобидным. Однако затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и в конце концов к учебному отставанию.
Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно по возможности снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить таким детям 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И, конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят, несмотря на все школьные трудности.