Консультация для учащегося
«Выбор профессии»
Интерес – это особое отношение к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Интересы можно представить в виде выражения «хочу знать».
Склонность – нечто большее, чем просто интерес. Одно дело – любить смотреть спектакли или слушать музыку, другое – заниматься в драматическом кружке, овладевать техникой исполнительского мастерства. Во втором случае обнаруживается не только чисто познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту. Склонности проявляются в занятиях любимым делом, на которые тратится большая часть свободного времени, и определяются выражением «хочу делать».
Вам предстоит сделать выбор: из множества профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих – нужна людям, обществу.
В вашем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед семьей, людьми, обществом и т.д.
Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.
Первое, что надо решить, - это какой путь избрать. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
- социальный заказ, положение на рынке труда;
- уровень материального обеспечения семьи;
- возможности получения помощи в обучении;
- условия оплаты труда в данной сфере;
- местная инфраструктура профессионального образования.
Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел (Я-хочу). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора – учесть свои возможности (Я-могу):
- интересы, склонности;
- успехи в учебе и потенциальные способности;
- свои сильные и слабые стороны;
- состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
- знаниях о мире профессий;
- знаниях о выбираемой конкретной профессии;
- изучении своих интересов;
- знании своих сильных и слабых качеств;
- состоянии своего здоровья;
- учете материальных условий семьи;
- учете ситуации на рынке труда.
Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс. Окончательное решение предстоит приять вам самим.
Ошибки при выборе профессии:
- увлечение внешней или частной стороной профессии;
- незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
- неумение разбираться в своих способностях;
- неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
- незнание пути получения профессии;
- неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
- перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
- отождествление школьного учебного предмета с профессией;
- устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.