Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультации для учащихся

Дата: 11 февраля 2016 в 12:52, Обновлено 2 октября 2024 в 23:05
Автор: Змушко В. Н.

Консультация для учащегося

«Выбор профессии»

 Интерес – это особое отношение к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Интересы можно представить в виде выражения «хочу знать».

Склонность – нечто большее, чем просто интерес. Одно дело – любить смотреть спектакли или слушать музыку, другое – заниматься в драматическом кружке, овладевать техникой исполнительского мастерства. Во втором случае обнаруживается не только чисто познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту. Склонности проявляются в занятиях любимым делом, на которые тратится большая часть свободного времени, и определяются выражением «хочу делать».

Вам предстоит сделать выбор: из множества профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих – нужна людям, обществу.

В вашем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.

«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед семьей, людьми, обществом и т.д.

Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели. 

Первое, что надо решить, - это какой путь избрать.  В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

- социальный заказ, положение на рынке труда;

- уровень материального обеспечения семьи;

- возможности получения помощи в обучении;

- условия оплаты труда в данной сфере;

- местная инфраструктура профессионального образования.

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел (Я-хочу). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

И третья часть выбора – учесть свои возможности (Я-могу):

- интересы, склонности;

- успехи в учебе и потенциальные способности;

- свои сильные и слабые стороны;

- состояние здоровья.

Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

- знаниях о мире профессий;

- знаниях о выбираемой конкретной профессии;

- изучении своих интересов;

- знании своих сильных и слабых качеств;

- состоянии своего здоровья;

- учете материальных условий семьи;

- учете ситуации на рынке труда.

Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс. Окончательное решение предстоит приять вам самим.

Ошибки при выборе профессии: 

- увлечение внешней или частной стороной профессии;

- незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

- неумение разбираться в своих способностях;

- неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;

- незнание пути получения профессии;

- неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;

- перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;

- отождествление школьного учебного предмета с профессией;

- устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.