Постановление Совета Министров Республики Беларусь от15 января 2019 года №22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 января 2019 г. № 22
О признании детей находящимися в социально
опасном положении
В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса
Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально
опасном положении (прилагается).
2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно
приложению.
3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении,
принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в
соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в
силу.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.
Премьер-министр Республики Беларусь С.Румас
Приложение
к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22
Критерии и показатели социально опасного положения
Критерии социально опасного
положения
Показатели социально опасного положения
1. Родителями не
удовлетворяются основные
жизненные потребности ребенка
(детей)
родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи
родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной
для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет,
детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста –
от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим
потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью
ребенка соответствующего возраста
родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях,
в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование,
электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям
технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной
документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства
автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре,
надворные постройки и придомовая территория не соответствуют
требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие
непосредственную угрозу возникновения пожара
родители систематически не выполняют рекомендации медицинских
работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации
ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
родители препятствуют получению ребенком обязательного общего
базового образования (в любой форме его получения)Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 5/46057
2
2. Родителями не обеспечивается
надзор за поведением ребенка и
его образом жизни, вследствие
чего ребенок совершает деяния,
содержащие признаки
административного
правонарушения либо
преступления
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет
неоднократно в течение года установлены факты привлечения к
административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики
Беларусь об административных правонарушениях
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках
административного либо уголовного процессов установлены факты,
подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и
местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к
административной либо уголовной ответственности
3. Родители ведут аморальный
образ жизни, что оказывает
вредное воздействие на ребенка
(детей), злоупотребляют своими
правами и (или) жестоко
обращаются с ним (ними), в связи
с чем имеет место опасность для
жизни и (или) здоровья ребенка
(детей)
в отношении родителей установлены факты привлечения к
административной ответственности за совершение правонарушений,
предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4,
17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях
в отношении родителей установлены факты потребления наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других
одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по
результатам чего к ним применялись меры профилактического
воздействия
установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком,
физического и (или) психологического насилия по отношению к нему
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в
социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально
опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и
воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций,
уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов
детей (далее – государственные органы, государственные и иные организации), с семьей
при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного
положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования
детей.
2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в
значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом
Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными актами
законодательства, а также следующие термины и их определения:
выявление детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс
действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению
обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка,
не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный
образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка
(далее – неблагоприятная для детей обстановка);
социальное расследование – деятельность государственных органов,
государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 5/46057
3
жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила
информация о неблагоприятной для детей обстановке;
признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении –
принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей)
находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением
порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению
причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание
неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), – совместная деятельность
государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная
на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей
обстановки.
ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей
компетенции участвуют:
в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;
в организации и проведении социального расследования;
в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном
положении;
в реализации мероприятий.
4. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей
компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные
организации:
местные исполнительные и распорядительные органы;
комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных
комитетов (местных администраций районов в городах) (далее – комиссии по делам
несовершеннолетних);
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов,
местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные
полномочия в сфере образования (далее – отделы образования);
учреждения образования;
организации здравоохранения;
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов,
местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные
полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду,
занятости и социальной защите);
территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального
обслуживания семьи и детей;
территориальные органы внутренних дел;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов,
местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные
полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или)
предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном
управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в
общежитиях.Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 5/46057
4
Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном
положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей
компетенции.
5. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных
организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют
координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета
Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по
государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – координационные
советы).
ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ
ПОЛОЖЕНИИ
6. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют
неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в
соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:
отделы образования, учреждения образования – при организации учета детей,
подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия
родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями
содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после
помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей
в родительских правах, при анализе обращений граждан;
организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или
медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах
скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской
помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других
случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;
органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры
социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей –
при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи,
оказании социальных услуг, осуществлении иных функций;
территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц,
состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними
индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в
рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и
юридических лиц;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-
профилактической работы;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или)
предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, – при выявлении фактов невнесения
платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые
были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости
погашения такой задолженности;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном
управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в
общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения
государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на
воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в
общежитии.
Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах
своей компетенции.Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 5/46057
5
7. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы,
государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел
образования по месту нахождения детей.
8. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем
поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в
учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в
социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в
отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен
в учреждение образования.
ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
9. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в
течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о
неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются
персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее –
комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок
обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета
учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).
10. К проведению социального расследования учреждение образования (социально-
педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных
органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего
Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.
11. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится
комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия
руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения,
указанного в пункте 9 настоящего Положения.
Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в
котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах,
проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о
наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения,
установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.
Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается
членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При
отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием
причин отказа.
12. При проведении социального расследования в соответствии с законодательством
осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение
для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном
положении.
Предложения о мероприятиях формируются государственными органами,
государственными и иными организациями при проведении социального расследования.
При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность
участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.
По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и
предложения о мероприятиях.
13. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и
воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и
принимает одно из следующих решений:
обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка
(детей) находящимся в социально опасном положении;Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 5/46057
6
рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием
социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с
законодательством.
14. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех
рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из
решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка
(детей), информация по результатам социального расследования и предложения о
мероприятиях.
В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие
указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, в
течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики
направляется выписка из решения совета профилактики.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)
НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ
ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ
15. Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения,
рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.
О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном
порядке уведомляются родители.
Координационный совет принимает одно из следующих решений:
признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и
определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными
органами, государственными и иными организациями;
рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием
социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с
законодательством.
16. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном
положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия
направляется родителям, государственным органам, государственным и иным
организациям, ответственным за его реализацию.
17. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально
опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным
советом.
18. Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и
государственными органами, государственными и иными организациями решения о
признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает
решение:
о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей)
находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных
мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о
необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;
о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в
социально опасном положении в связи с переездом семьи на новое место жительство, в
случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в
социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет,
в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения
его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также
объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном
законодательством порядке.Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 5/46057
7
19. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в
социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический
центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и
направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном
положении и мероприятия.
20. Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы
образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-
педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.
21. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном
положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные
комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем
в суд.
Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально
опасном положении не приостанавливает его исполнение.
ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
22. Реализацию мероприятий обеспечивают:
22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации
районов в городах), которые в пределах своей компетенции:
организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье,
жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;
принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на
отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении
собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей
собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном
положении;
формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы
мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей
(в том числе оказание помощи к учебному году);
22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей
компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в
решении бытовых, жилищных и иных вопросов;
22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей
компетенции:
в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и
законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;
организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству
ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному
находящимся в социально опасном положении;
22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:
обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;
обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями
психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными
возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении
дополнительного образования;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования
ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;
обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном
положении;
22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в
пределах своей компетенции:Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 5/46057
8
создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями
психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;
оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку
ребенку (детям) и родителям;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования
ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;
22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:
в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;
консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания
ребенка (детей);
обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего
возраста;
консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования
здорового образа жизни;
осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по
профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);
обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного
возраста и детей-инвалидов;
22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры
социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей,
которые в пределах своей компетенции:
в соответствии с законодательством назначают пенсии, пособия;
в установленном законодательством порядке оказывают государственную адресную
социальную помощь семье, иные виды помощи, участвуют в распределении
безвозмездной (спонсорской) помощи в натуральной форме, иностранной безвозмездной
помощи, а также помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;
в установленном законодательством порядке оказывают социальные услуги, в том
числе пострадавшим от насилия в семье;
участвуют в профилактических мероприятиях по противодействию домашнему
насилию;
в соответствии с законодательством при необходимости оказывают содействие
родителям в трудоустройстве;
22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей
компетенции:
проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований
законодательства;
при необходимости осуществляют подготовку документов для направления
родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;
22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах
своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости
соблюдения требований пожарной безопасности;
22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов,
местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные
полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей
компетенции и при наличии оснований:
оказывают содействие в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий;
реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного
жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в
социально опасном положении;
22.11. организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или)
предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, которые в пределах своей
компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате
коммунальных услуг.
ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОДЕЖДЫ является обязательным согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь и нормативных документов учреждения образования для всех учащихся школы. Председатель ученического самоуправления Совета старшеклассников Змушко Мария на очередном заседании подняла вопрос о проведении недели делового стиля одежды. Она совместно с членами Совета старшеклассников проводила ежедневный контроль. Хотелось поставить в пример учащихся:
всех учащихся 1, 2, 3, 4 класса;
учащихся 5 класса;
Журавель Елизавету - 10 класс;
девочек 9 класса;
Выражаем благодарность родителям, классным руководителям и вышеуказанным учащимся. Совет старшеклассников продолжает работу в данном направлении.
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ
воспитания счастливых детей
Хитрость 1. «Машина любит смазку, а человек ласку». Чтобы просто существовать, ребенку требуется 4 объятья в день, для нормального же развития – 12.
Хитрость 2. одобрение дает ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрений можно обойтись минимум запретов. При этом отмечать то, что хорошо получается, а что пока не удается, не замечать. Пореже переводить в словесный план и делать «глобальные выводы»: «Вечно ты…», «Всегда у тебя…», «Никогда не…». Это парализует, гипнотизирует.
Хитрость 3. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, то знайте, что дело бесполезное. Научите только избегать ваших обучений.
Хитрость 4. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать в удаче с любым талантом, если талант робок.
Хитрость 5. Обделенные талантом побеждают чаще, потому что напористы и решительны. (Значит, у них тоже талант, но другой.)
Хитрость 6. Для ребенка, его развития и становления характера гораздо важнее его забота о других, чем о нем. «Хитренько» свалите некоторые заботы о себе и других членах семьи на него. Вспомните ответственного некрасовского «мужичка с ноготок», на седьмом году заявлявшего: «Семья – то большая, да два человека всего мужиков то: отец мой да я ». Отец его явно был замечательным педагогом.
Хитрость 7. Пик развития способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5 лет, и в 15, 20, 40 и даже в 60 лет. Жизнь, т.е. среда, условия могут способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.
Хитрость 8. Самая большая в воспитании – уметь отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу и находил нужное, необходимое для своего развития, становления. Не учить напрямую, не воспитывать «в лоб». Все как в искусстве: мысль будиться через чувство. Поэтому и педагогика больше искусства, чем наука.
Хитрость 9. Эволюция заложила в наш мог стремление к преодолению трудностей. Видимо, поэтому хитрые японцы воспитывают, памятуя свою поговорку: «Если на пути к твоему счастью нет никаких препятствий, создай их сам».
Хитрость 10. Китайцы знали такую хитрость: «Если ты недоволен собой – совершенствуй себя, а если ты недоволен другими – совершенствуй себя, а не других».
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как «настроить» детей перед экзаменом»
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том что он испытывает стресс.
Признаки стресса:
- физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
- эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
- поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка еще раз с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки к ЦТ были различные варианты тестовых заданий по предмету, ведь эта форма оценки знаний отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Рекомендации родителям выпускников
В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» Эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.
Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций, быть ответственным, сильным и с то же время тонким и чутким. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения, поощрения его деятельности, создания благоприятной атмосферы доброжелательности.
Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.
Выпускнику будет важна Ваша психологическая поддержка, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь принять сами и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.
Чтобы помочь ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребенок.
Подберите наиболее оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморелаксации не составит большого труда для Вас. Постарайтесь научиться сами, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребенку на экзамене.
Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы. Решив одну проблему, человек сталкивается с другой, уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые.
Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблем для себя и ребенка. Например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»
Очень многого можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я должен», «Я могу».
Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день!
Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе ребенком, не упускайте её. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», а лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
О воспитании доброты
Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами -это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
Детей учит то, что их окружает
Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребёнком часто честны – он учится справедливости.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Как помочь ребенку сказать «НЕТ» алкоголю и наркотикам
1. Будьте образцом.
Дети видят ваш пример. Они запомнят все, что вы делаете или говорите, и им кажется, что это хорошо и для них! Если вы выпиваете, делайте это умеренно. Тем не менее, объясните, что употребление спиртного – это выбор взрослых. Кроме того, показывайте собственным примером, что есть и другие способы отдыха и веселья.
2. Общение.
Регулярно говорите с вашими детьми об алкоголе, наркотиках как об одежде, спорте, школе. Дайте понять своим детям, что они могут обсуждать с вами любые вопросы.
Учитесь внимательно слушать своих детей. Если ребенок говорит вам: «Отец Саши разрешил попробовать ему пиво», то он хочет угадать ваше отношение к этому. Не унижайте ребенка, говоря ему: «Это самое глупое, что я когда-нибудь слышал». Вместо этого спросите: «А что сделал бы ты, если бы Сашин отец предложил тебе пиво?» Поступая так, вы даете возможность говорить с вами открыто.
Следите за своими словами. Вы будете лучше услышаны своим ребенком, если не будете давать слишком много советов или критиковать. Дети не любят поучительного тона, чтения нотаций.
3. Ценности.
Объясните своему ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Это даст ему уверенность, когда придется принимать решение самому и поможет устоять против давления друзей.
Учите детей доверять своему здравому смыслу, уважать своих родителей и быть уверенным в себе и вне семьи. Дайте им ценности, которые помогут им в любом возрасте.
4. Правила.
Сделайте четкими ваши семейные правила. Поясните детям, что им не разрешено пить спиртное, употреблять наркотики и почему. Пусть они узнают, что это незаконно и опасно для здоровья и жизни.
5.Похвала.
Хвалите своих детей за усилия над собой, а не только за их успехи. Пусть дети знают, что вы поддерживаете их старание. Говорите своим детям, что они значат для вас. Детям необходимо это чувствовать, и они должны об этом слышать от вас.
6. Поддержка.
Детские старания непостоянны. Помогите своему ребенку найти занятие, от которого он бы получал удовольствие.
7. Разделение обязанностей.
Вам нужна помощь по дому? Скажите об этом ребенку. Это даст ему почувствовать себя необходимым и нужным. Ребенок будет знать, что он вносит вклад в общее дело.
8. Доверие.
Пусть ваш ребенок знает, что вы верите в его способности отказаться от алкоголя и наркотиков.
Памятка для родителей первоклассников
Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.